|
Отправлено: 11.08.19 00:16. Заголовок: Статьи Николая Николаевича. Часть 7. Вопросы пола
ВОПРОСЫ ПОЛА Я услышал в трубке очень взрослый холодный голос, напоминающий голос Нонны Бодровой, в советские времена озвучивавшей официальные сообщения. Обладательница строгого голоса искала ответ на вечный вопрос: как озвучить автомобиль качественно и недорого. Женщина за рулем сейчас никого не удивит, но для любого установщика дама - заказчик аудиосистемы - по-прежнему сенсация... БЫЛ НАЗНАЧЕН СРОК, И В НАЗНАЧЕНный час я увидел сначала тюнинговую «Ауди А4» терракотового цвета, а мгновение спустя - очаровательное юное создание за рулем, говорившее совершенно нормальным девичьим голосом. Позже выяснилось ее умение говорить и так, и эдак. И на самые разные темы, включая автозвук. А тогда, после того, как мы вместе оценили по достоинству хрип «родных» динамиков Audi, я пересадил Машу в свой «демо-Москвич» с напольной акустикой, пример того, как можно получить в рамках очень ограниченного бюджета качественную звуковую сцену и мощный бас. Пройдет недолгое время, и оценки вполне естественным образом изменятся на значительно менее радужные, но тогда это был восторг. «Неужели у меня будет что-то хоть немного похожее на это чудо?!» И средства, уже ассигнованные на покупку летних шин, хозяйка «Ауди» решила перевести в иную статью расходов - «на музыку». Шины были не для «Ламборгини», сумма - недостаточной для приличной системы, но решили начать, а там видно будет. А узнав, что Маша не чужда и спорту, я предложил сразу ориентироваться на участие в соревнованиях. «А мы сможем?..» - «Сможем», - предположил я. И не ошибся. Оставшийся от прежнего владельца машины простенький Alpine был сменен на Clarion модели HX-D10, аппарат с уникальным 24-разрядным ЦАПом и 128-кратной передискретизацией, в результате чего достигается удивительно нежная и точная проработка верхов при рельефном и мощном басе. Еще одно ограничение - багажник должен сохранять свою функциональность, а спинка заднего сиденья - по-прежнему складываться для перевозки сноуборда. Это однозначно привело к выбору фри-эйрного оформления сабвуфера. А поскольку баса хотелось много, я решил поставить две 10-дюймовые головки Lanzar SB-107. Довольно устойчивая группа профессиональных установщиков усиленно насаждает мнение о том, что звук фри-эйра плох, а изготовление его очень сложное. Мое глубокое, подкрепленное практикой мнение противоположно: при правильном подборе головки бас фри-эйра чистый, легкий, «быстрый», без запаздываний, артикулированный и глубокий, а кажущаяся простота и «невидимость» для клиента изготовления и монтажа делают free air невыгодным для установочной индустрии. Не о том, ребята, беспокоитесь. Сейчас рынки завалены готовыми сабвуферами по бросовым ценам. И не каждому клиенту можно объяснить, что тоненькие и маленькие ящички с рынка не дают реализовать потенциал сабвуферного динамика, установленного в нем. Поэтому фри-эйр - наиболее эффективный конкурент этой ширпотребной продукции. Единственное, в чем он безусловно проигрывает ящику, - это меньшее максимальное звуковое давление на самых низких частотах. Но «наша» «Ауди» показала летом в Тушино 129 дБ - более чем достаточно в повседневной эксплуатации. Бюджет не позволял поставить «Эзотерики», и пробовались разные аппараты средней ценовой категории (например, уже снятые с производства, но более качественные, чем ныне выпускаемые, Lanzar Opti Drive, Zapco Competition, Macrom). Они очень достойно звучали на идеальных фонограммах тест-дисков. Но когда Маша ставила компакты из тех, что слушает «для себя», то чуть ли не морщилась от боли, вызываемой комбинационными искажениями. «Ты слышишь, как режет уши?!» Я-то слышал, в шутку предлагал выкинуть эти диски и слушать нечто получше, но голова от этого болеть не переставала... Проблема не решалась долго, пока не появились в Москве после долгого перерыва усилители Poweramper, причем ранее мало ввозимой младшей линии Q. Обладая той же симметричной схемотехникой, они сделаны в более дешевых корпусах, имеют не столь мощный преобразователь напряжения и меньше транзисторов на выходе, из-за чего не могут работать на низкоомную нагрузку. Но звук их, при гораздо меньшей цене, фирменный - чистый, воздушный и сохраняющий ощущение пространства. И еще один вызов был в построении фронтальной акустики. Я обычно строю ее на базе напольного расположения мидбасов. Эта задача решается без особых сложностей при традиционных креслах с двумя полозьями, но VAG (чертовы оригиналы!) делает сиденья трехопорные с большим продольным полозом посередине кресла. Поэтому считается, что ящики под сиденьями в «Ауди» невозможны. Однако же удалось найти конфигурацию с объемом, достаточным для работы пятидюймового мидбаса - Lanzar CS-54, еще раз напомню: бюджет очень ограниченный! Почему пол? Об этом было в статье А. Елютина «Вопросы пола» (первой с этим заглавием), которую я прочел еще в 1997 году. Помимо высоких требований по виброизоляции дверей и эффекта «радужной» сцены, а это вопросы решаемые, двери имеют принципиальный недостаток: противофазное излучение двух сферических интерферирующих волн, приводящее к провалам на АЧХ в области обертонов басовых звуков (см. еще одну фундаментальную статью, теперь уже Г. Татевяна, «Вид на сцену из отпуска», «АЗ» №11/2000), вследствие чего невозможно обеспечить передний бас для всех фонограмм. Настройка оказывается очень зыбкой. Ведь короля играет свита, у нас бас воспроизводится, главным образом, мидбасами, поскольку энергия басового сигнала сосредоточена в основном в обертонах, а они оказываются неравномерно ослабленными. Сабвуфер должен воспроизводить практически только основной тон баса, создающий тактильное воздействие, но из-за слабости воспроизведения обертонов его уровень приходится повышать, в результате чего из-за перегрузки усилителя и выхода амплитуды качания диффузора за пределы линейного диапазона начинают излучаться обертоны, сгенерированные уже в сабвуферной установке, и бас начинает отчетливо локализоваться сзади. Либо он становится попросту слабым. При напольном расположении мидбасов они работают синфазно и излучают почти плоскую волну. В итоге бас воспринимается как гораздо более мощный и артикулированный, всегда передний даже при уровне, сильно завышенном по сравнению с линейной АЧХ. Удовольствие непреходящее! И как довесок к этому - автоматически получающаяся (совместно с твитерами на стойках, а выбор был тоже естественный, Morel МТ2) широкая, стабильно высокая и симметричная стереопанорама. Она же звуковая сцена. Тут возникает еще один аргумент против процессорных систем. Ведь сделав хорошо звучащую систему, хочется похвастаться («каждый, кому нечем похвастать, может считать себя скромным»). Вот и сажаешь кого-нибудь на пассажирское кресло, включаешь фонограмму и расплываешься в самодовольной улыбке. А пассажир, недоуменно слушая невразумительный звук из одной точки - ближайшего среднечастотника, - думает про водителя недоброе. И он прав... Первая проба оказалась не совсем удачной - только пятое место на соревнованиях в Тушино. «Работа над ошибками» привела к смене сабвуферного усилителя на Nakamichi PA1002, в дополнение к Poweramper Q 450, фронтальная акустика была сделана с поканальным усилением с внешним кроссовером Poweramper ХА-22. Выбор в его пользу был сделан благодаря заметно меньшим комбинационным искажениям, чем в аппаратах конкурирующих фирм. Однако уже тогда разрешающая способность системы оказалась такой, что слышны были искажения и ХА-22, а практически не соответствующая никакой теоретически описанной математической аппроксимации передаточная функция, к тому же изменяющаяся при вращении потенциометров, не способствовала хорошей фокусировке. На соревнования ЛАС машина не ездила сознательно, я считаю, что в методике FSQ неоправданно высока цена шумоизолированности машины по сравнению с явно заниженным удельным весом оценки фронтальной звуковой сцены. На финале 2002 года достигли первого успеха - второго места. Причем опытными участниками и судьями отмечалась хорошая проработка верхов и лучшая среди беспроцессорных машин сцена. Настоящий азартный спортсмен не останавливается на достигнутом. Наша героиня потрудилась зимой гидом и заработала на первый этап дальнейшего апгрейда системы. Было очевидно, что бюджетный мидбас не обеспечивает достаточного качества звучания: панча, согласования с сабом и проработки СЧ. В поле зрения возник пятидюймовый мидбас Rockford Fosgate FNQ-2405, на сегодня снятый с производства представитель серии со стекловолоконным пропитанным диффузором и магнитом, по размерам превышающим диффузор. Параметры его таковы, что оптимальным для него является объем около трех литров. Корпуса для мидбасов пришлось делать новые: диаметр фланца этой пятидюймовки был как у шестерки, да и дизайн решили изменить. Надо особо отметить, что, несмотря на криволинейные образующие ряда мест корпуса, он изготовлен, как и прежде, полностью из фанеры. Издержки поканального усиления стали очевидны, и вместо усилителя 4 по 50 Вт был применен аппарат той же серии, но 2 по 100 Вт с целью повышения макродинамики. Кроссоверы использовались пассивные собственного изготовления и с некоторыми особенностями. Первое же прослушивание показало, что цель была достигнута - бас стал еще более мощным и глубоким, появился требуемый панч, сцена обрела еще большую глубину, улучшилась фокусировка и разрешение в области средних частот, улучшилась линейность воспроизведения самых верхних частот. Заодно стали очевидными пути дальнейшего повышения качества и соревновательных кондиций. А как далеко удастся по этому пути пройти, покажет новый сезон, он уже начался... (Статья с иллюстрациями опубликована в журнале "Автозвук" №6/2003)
|