On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.
Откровенная реклама и сообщения типа "спам" удаляються без предупреждения.


АвторСообщение
moderator




Сообщение: 1864
Зарегистрирован: 28.10.07
Откуда: Россия, Королев
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.19 21:58. Заголовок: Статьи Николая Николаевича. Часть 3. О головных устройствах (окончание)


ПАРАМЕТРЫ ГОЛОВНЫХ УСТРОЙСТВ

В аналоговой звукозаписывающей и звуковоспроизводящей технике их параметры довольно точно обрисовывали их технический и качественный уровень и было понятно, за что деньги платим. Уровень шумов, детонации, рокота, нелинейных искажений, полоса воспроизводимых частот, наличие сквозного канала записи-воспроизведения, алмазные эллиптические или многорадиусные иглы четко разделяли аппаратуру по классам и, соответственно – по уровню качества Атавизм такого трепетного отношения к параметрам до сих пор властвует над душами некоторых испытателей. Но применяемые сегодня технические форматы делают измерение большинства параметров бессмысленным. Ведь параметры аппаратуры любого уровня качества выглядят идентично – полоса частот 20–20, искажения – сотые доли процента, детонации нет, шумы менее -100 дБ. Но пока не внедрено цифровое радиовещание и пока еще есть аналоговые магнитофоны, поле деятельности для испытателей есть.

Начнем с параметра, который важен для любой стереоаппаратуры – переходное затухание. Оно означает, что при подаче сигнала в один канал в другом он должен быть ослаблен. Понятно, что если переходного затухания нет, то нет и стереоэффекта. О нем очень много говорили во времена «виниловых» проигрывателей, когда этот показатель у головок с пьезоэлементом был смехотворно мал – всего 10 — 12 дБ. Боролись за каждый децибел, делали компенсаторы переходных помех в электрическом тракте, оказалось, что они еще и понижают уровень рокота. Были внедрены значительно более совершенные магнитоэлектрические головки, повысили точность их изготовления к и показатель рос – 20, 24 и, наконец, 30 дБ! Стоило ли бороться за такие цифры, когда стереоэффект (по результатам многочисленных исследований 50-х годов) вполне заметен и при 12 дБ? Да, наверно… В конце 80-х я проводил эксперименты по сравнению различных головок на проигрывателе Радиотехника- 001: «родной» ГЗМ-005, «Корвет», «Акаи» (тогда это была самая крутая хайэндовская марка), «Шур» и «Ортофон» именно с целью проверки – насколько слышно повышение обсуждаемого параметра с 20 до 30 дБ. И особой разницы не нашел. А тракт включал весьма качественный усилитель собственной разработки и колонки с однополосными динамиками 10ГД36. Они, конечно, практически не давали частот выше 14–15 КГц и не давали низкого баса, зато превосходно «рисовали» сцену и безупречно отрабатывали фазовые эффекты, которые я вводил с помощью аналогового процессора. Потом, в начале 90-х, я повторил этот опыт, но теперь сравнивался «винил» с CD. Сравнивалось звучание записей, имевшихся у меня тогда на обоих носителях: Мусоргский, Равель и ранние стереозаписи Битлз, записанные анекдотично – голос и бас-гитара в одном канале, гитара и ударник – в другом. Только на этих записях при прослушивании на наушники и на вольметр разница была ощутима. Не буду говорить о качестве звука. Но стереопанорама в «воздухе» практически была одинакова. И это понятно, ведь если в каждом электрическом канале содержится всего 3-4% сигнала другого канала, то после излучения сигнала в атмосферу помещения этот показатель растет многократно за счет отражений от стен. Да и прослушивание на наушники аудиофилы давно заклеймили обычную стереофонию и придумали массу схем, вводяших (не ослабляющих!) сигналы противоположных каналов и имитирующих огибание звуковыми волнами головы слушателя. Поэтому мое отношение к измерениям этого параметра в CD и магнитофонах иронически-скептическое. Но для радиоприемников это важный параметр. Ведь стереозвук передается в эфир так: сумма правого и левого канала идут на несущей частоте станции, чем обеспечивается возможность приема стереопрограмм на моноприемник. Но спектр сигнала, модулирующего радиочастоту (УКВ), содержит еще ультразвуковую составляющую, т. н. поднесущую, которую модулирует сигнал разности правого и левого канала. В приемнике декодер преобразует этот ультразвук в слышимый, восстановленный разностный сигнал складывает (в одном канале) и вычитает (в другом) с сигналом суммарного канала и в результате получается нормальный стереозвук. Но это в идеале. Что получается на практике, каждый может услышать, если подключит громкоговоритель к одноименным выходным клеммам усилителя (головы), например, плюсовым, правого и левого каналов. Так выделяется сигнал разности каналов: шум, треск, искаженный звук, все что угодно. Из всех аппаратов, над которыми я проводил такую экзекуцию, лишь Накамичи CD-700 давал внятный чистый звук, да и то далеко не на всех радиостанциях. Но никто не меряет переходное затухание радиоприемников, а жаль, параметр был бы очень говорящий.

Впрочем, пафос вышеприведенного раздела касается именно небольших величин, реально достижимых в приемниках и виниловых проигрывателях. Но уже 40 дБ — это запредельная величина, превосходить которую не имеет смысла, а уж тем более требовать от СД-плееров и усилителей величин этого параметра в 60 и более дБ просто бессмыслица.

Чтобы люди не говорили, все-таки бОльшую часть времени бОльшая часть водителей слушает радиопередачи, поэтому пройдем дальше по параметрам приемника.

Чувствительность. Году в 1993-ем ехали мы с приятелем в длинной пробке и звук в моей «Былине» становился то громче, то тише. Приятель спросил – мол, почему. Я начал объяснять особенности распространения ультракоротких радиоволн. Он меня прервал –« просто приемник у тебя @#$вый». Я тогда немного обиделся, но когда занялся автоаудио поплотнее, понял, что он был абсолютно прав. Ведь именно из-за большой неравномерности напряженности поля сигнала УКВ-радиостанции в условиях городской застройки, требования к чувствительности авторадиоприемника очень велики и одновременно от приемников требуется высокоэффективная автоматическая регулировка усиления (АРУ). Когда уровень сигнала меняется в сотни и тысячи раз нужна не только высокая чувствительность при слабом сигнале, но и низкая – при сигнале сильном. Если ты внимательно читал о CD, то резонно заметишь – ведь это компрессия сигнала. Да, но в этом случае это не имеет значения, поскольку радиосигнал модулируется по частоте (именно поэтому диапазон, в котором расположены большинство местных радиостанций, называется FM, т. е. «частотная модуляция»), поэтому для устранения помехи, называемой «паразитной амплитудной модуляцией», принятый слабый сигнал принципиально усиливают до уровня ограничения сигнала, поскольку в изменениях амплитуды нет полезной информации, а затем детектируют частотным детектором, выделяющим полезную информацию из изменения частоты сигнала, так называемой «девиации часты». Но если не будет АРУ, то и шум будет усиливаться до ограничения, а значит звук будет плохой. Чувствительность авторадиоприемников сейчас находится на уровне требований высшего класса, но если тебе часто приходится слушать приемник на достаточном большом удалении от городов – на границе прямой видимости передающей антенны, то в сравнительных тестах обращай внимание на этот параметр, аппарат, имеющий чувствительность 0.5 мкв, в этих условиях будет еще как-то работать, а из приемника с чувствительностью 2 мкв будет идти уже одно шипение.

Полоса воспроизводимых частот. В CD она всегда до 20000Гц, если меньше, то аппарат просто неисправен. Снизу возможны вариации. 4 Гц – круто, но ненужно, а вот 30, что тоже бывает, не так страшно, если сопровождается завлекательной ценой.

В магнитофонах полоса характеризует класс аппарата, различие ее в разных каналах и при разном направлении движения означает неисправность аппарата и/или плохую настройку.

В радиоприемниках полоса характеризует качество декодера и стандарт детектора – в Европе практикуется меньший подъем высоких частот в тракте передатчика, чем в Штатах, что означает и меньший спад в тракте приемника. Если приемник, предназначенный для продажи в США и Канаде, испытывать европейским сигналом, то полоса воспроизводимых частот окажется уже. Но спад вводится плавный и он легко (и почти точно) компенсируется регулятором тембра. Но меня ставят в тупик значения, приводимые в тестах «Автозвука» — до 18900 Гц. Как и чем это мерялось, если в стандартах на радиовещание прописаны цифры 15000–16000 Гц. А цифра 18900 лежит за пределами возможности амплитудной модуляции поднесущей частоты 38 Кгц. Даже теоретически нельзя ее так амплитудно промодулировать

И, наконец, отношение сигнал/шум. Наличие собственных шумов является неизбежным свойством любой радиоаппаратуры, даже цифровой от входа до выхода. С появлением полупроводников борьба за каждый децибел велась, как на Олимпиаде – всеми честными и нечестными методами. В шестидесятые годы кассетные магнитофоны имели отношение сигнал/шум 40 дБ, а студийные катушечники 60 дБ. Все было понятно и честно – у кассетников скорость в 4 –8 раз ниже, ширина дорожки меньше, зазор головки воспроизведения уже, да и максимальный уровень записи на лентах тех лет был ниже плюс высокие щелевые потери в головках, из-за чего вводились цепи подъема высших частот. И разница в 20 дБ (10 раз!) была понятна и очень ощутима на слух: диапазона 40 дБ очень мало, записи воспроизводились с сопровождением непрерывного неприятного шипения. Хотя слух имеет именно такой динамический диапазон на коротком временном интервале, но в паузе уже через секунду-другую сильный шум становится отчетливо слышен. Как боролись с этой бедой? Сначала честно — разработали менее шумящие транзисторы. Стали применять более совершенные магнитные материалы для головок. Большой эффект дал прогресс в технологиях производства магнитных лент, связанный с развитием магнитных носителей информации для компьютеров, что позволило увеличить уровень записи и уменьшить высокочастотную коррекцию в канале воспроизведения. Но все эти меры не позволяли достичь уровня параметров старых студийников, и тогда Рей Долби, фигура в технике звукозаписи столь же зловещая и одиозная, как Билли Гейтс в компьютерах, внес свой вполне оценимый вклад. Во-первых, он не просто разработал свою систему шумопонижения, но и сумел добиться ее массового производства и внедрения в качестве промышленного стандарта, это как раз и неплохо, даже прогрессивно, хотя по качеству и эффективности все поколения шумоподавителей Долби значительно уступают многим другим шумоподавителям, например, DBX (улавливаете прямую аналогию с Гейтсом и его убогими операционками?). Потом придумал и ввел в качестве промышленного стандарта измерение отношения сигнал/шум не пиковым вольтметром, а среднеквадратичным плюс заменил приборы с линейной АЧХ на приборы с АЧХ, имеющей спады на нижних и верхних частотах, т. н. «фильтр субъективного восприятия». И стало возможным писать, что показатель 60 дБ достигнут! Рапортовали, как съезду партии. Промышленники с визгами восторга приветствовали великого Долби. Но послушайте любой самый совершенный кассетник – ну, никак он не дотягивает до уровня старого студийника, хотя, действительно, они стали лучше прежних. Правда, современные катушечники хвастают достижением параметра в 74–80 дБ, они ведь тоже не лыком шиты, журнальчики тоже почитывают и приборы соответствующие покупают, но эти цифры достигнуты теми же нечестными методами. Единственное объективное улучшение – это качество магнитных лент. С прочими злодеяниями мистера Долби мы столкнемся в кинотеатре. И не только домашнем. Раньше я ходил в кино послушать качественное американское звуковое сопровождение с помпезно красивыми оркестрами, несложными звуковыми эффектами, естественными диалогами, например, «Смешная девчонка» или «Звуки музыки». Теперь я не хожу – голова болит не только от бесконечного грохота и персонажей, непрерывно орущих, как пиротехники в одном из выпусков «Городка», но и просто от грязного, жесткого, как драчевый напильник, компрессированного Долби-звука. Моя беда в том, что видеоряд не отвлекает меня от внимательного прослушивания звукового сопровождения, на что рассчитывют адепты внедрения Долби-звука.

В радиоприемниках параметр «уровень шумов» очень важен, причем считается, что в стереоприемниках он хуже, чем в моно. Но при сильном сигнале на входе стереодекодер должен давать сигнал/шум 60 дб. БОльшая цифра означает применение испытателем фильтра «субъективного восприятия» (единица измерения дБА). Просто теория стереовещания не позволяет большего. Но если этих дБА меньше 66, то приемник явно подкачал.

В CD-плеерах по стандарту сигнал/шум должен быть 96,4 дБ. Накамичи в указывает в паспортах своих аппаратов 85 дБ, а многие другие пишут 105. Значит ли это, что Накамичи – это отстой? Отнюдь! На самом деле 85 дБ для аналоговой части тракта, тем более портативного — очень высокий результат, практически предел. Предел правды. А когда пишут 105, это либо простая ложь, либо ложь изощренная, т. е. предполагающая наличие у испытателя пресловутого фильтра, либо, что хуже всего, означает наличие в тракте аппарата пороговых схем шумопонижения и выключения выхода при малом сигнале, ведь известно, что на малых уровнях цифровой звук очень грязен. Даром, что ли читатели прежнего журнала «Аудиомагазин», рассказывая о своих методиках улучшения качества звука популярных домашних CD-проигрывателей «Пионер», начинают с того, как они отключают все аналоговые каскады после цифрового фильтра. Бывают ухищрения и в цифровой части тракта, но и они звука «не озонируют».


СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО СД-ПЛЕЕРА

Среди любителей сложилось усточивое мнение, что качество звучания СД-плеера определяется качеством ЦАПа (цифро-аналогового преобразователя) и что основной показатель его качества – разрядность. О разрядности было сказано выше, а о структуре восстановления аналога из цифры чуть подробнее, чтобы уяснить место ЦАПа в нем.

Высокая разрядность появилась в связи с внедрением так называемой «техники передискретизации», при которой количество отсчетов сигнала на выходе ЦАПа за то же время увеличивается в несколько раз, обычно в 8, редко больше (до 128 и даже выше!). Соответственно растет тактовая частота. К каждому отсчету, считанному с диска, добавляется, например, 7 отсчетов, располагающихся между реальными, их надо вычислить по специальному алгоритму интерполяции

Увеличение тактовой частоты позволяет снизить плотность цифровых шумов в полосе звука и применять аналоговые фильтры среза ультразвука невысоких порядков, что снижает фазовые и интермодуляционные искажения.

Ряд японских фирм переусердствовал в разработке алгоритмов интерполяции — Пионер, Кенвуд, Денон, звук их систем Legato Link, DRIVE и «альфа-процессор» слащав и неестествен. Их промах в том, что они фактически синтезируют звук, исходя из гипотезы гармоничности спектра, а ведь даже у одного из самых красивых источников звука – колокола – «разбег», т. е. отклонение частоты обертонов относительно гармоник с увеличением номера обертона только увеличивается.

Разница в работе алгоритмов передискретизации слышна любому тренированному слуху. Наиболее оптимален он был у Накамичи. Сейчас, к сожалению, нет в производстве плеера с такой способностью передачи пространственной, реверберационной информации.

Рассмотренные в данной статье особенности узлов СД-проигрывателя показывают, что сами по себе преобразователи кода в аналог в цепочке: приемник сигналов, считанных лазерной головкой – передискретизатор – АЦП – лоу-пас фильтр+выходной коммутатор имеют наименьшее значение для качества звука. Большая беда подкралась к аудиофилам еще до начала этой цепочки. Фонограммы – вот то, что уже с конца 20 века катастрофически упало в качестве. Известные аудиофильские фирмы звукозаписи, такие, как Чески, Шеффилд, Теларк, студии аудиофильских промышленных фирм Линн, Фокаль, Нейм пытаются противостоять этой деградации, но, как правило, эти попыткт несостоятельны, тк. в большинстве своем эти фирмы не в состоянии проплачивать конкурентоспособные гонорары звездам первой величины и поэтому записывают исполнителей практически любительского уровня, что едва ли не хуже, чем практика крупных лейблов звукозаписи, когда записи звезд делаются в цифровой технологии, т. е. на компьютеры, а массовые т. н. «независмые» лейблы и вовсе пишут звук на простеньких РС-компьютерах с примитивными звуковыми картами, причем все больше живые музыканты заменяются семплами. Ужаснее всего то, что все меньше становится артистов, способных своим исполнением затронуть душу, композиторы уже много лет практически перестали сочинять качественную музыку. И никаких перспектив впереди не видно. Вот на такой грустной ноте приходится завершать эту статью

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



заходите на наш сайт www.premium-a-class.ru