On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.
Откровенная реклама и сообщения типа "спам" удаляються без предупреждения.


АвторСообщение
moderator




Сообщение: 1860
Зарегистрирован: 28.10.07
Откуда: Россия, Королев
Рейтинг: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.08.19 21:54. Заголовок: Статьи Николая Николаевича. Часть 1. Введение в звук (начало)


ВВЕДЕНИЕ В ЗВУК

Автомобиль – не более, как средство перемещения в пространстве, это чисто служебная функция, на дорогах нашего города это жуткий стресс, а он, как известно, губит здоровье. На колесах приходится проводить немалую часть своей жизни, причем лучшую часть, когда никто в нее не вторгается, а, как говорят психологи, каждому человеку какое-то время нужно побыть одному. Но если вместо расслабления у тебя стресс от дискомфорта, то психическое здоровье только ухудшается и вождение вместо удовольствия превращается в нудную и утомительную работу. Без музыки гораздо удобнее и/или дешевле перемещаться на метро и/или такси. Метро обычно гораздо быстрее, в такси не надо бояться, что машина не заведется, сломается, будет угнана, разворована или же наступит иной «страховой случай». Но многие эти аргументы отвергают самим фактом пользования личным автомобилем и готовы непрерывно тратить деньги только на поддержание возможности своего «железного коня» перемещаться, не считая, во что это обходится, а ведь если посчитать каждую мелочь, а не только бензин и ремонт, итоговая сумма может шокировать и в сравнении с этими тысячями стоимость приличной музыкальной системы оказывается не такой уж большой.

Не откладывай жизнь на завтра: скупой платит многократно, не действуй по принципу — «сейчас поставлю подешевле, а потом, как созрею (или разбогатею), заменю на более качественное». В конечном итоге это обойдется дороже, чем сразу ставить хорошее.

Эта статья, начинающая цикл статей о звуке и аппаратуре, не ставит своей целью обучить самостоятельной установке аппаратуры, но расширить свой кругозор, помочь понять суть дела. За время, потраченное на кустарную самодеятельность, можно заработать своей профессией столько денег, что хватит на оплату труда установщика и еще останется. Резонно, сапоги должен тачать сапожник. Но когда поедешь к установщику и он заведет умный разговор, надо понимать его, иначе может случиться, что на совсем не лишние трудовые он соорудит «музыку» никак не соответствующую запрошенной сумме, ведь ему и его семье тоже надо кушать. Но звучание системы не греет израненную душу. У всякого «спеца» на всё свое мнение, один что-то хвалит, а другой это же ругает. При этом характерно, что часто истина не лежит посередине!

Для чтения этого цикла статей желательно освежить в голове школьный курс физики, раздел «электричество», я не буду объяснять, что такое электрический и переменный ток, ампер, вольт, генри, фарада и герц. Более специфические понятия буду стараться объяснить с нуля, но многие вещи интересны будут даже тем, кто считает себя матерым специалистом. Попытка объединения простоты и серьёзности изложения предпринята для того,чтобы все смогли увидеть сложность и увлекательность проблем, частоколом стоящих перед разработчиками и установщиками аппаратуры.



НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ



Для начала раскроем смысл двух единиц соотношений, употребляемых при рассмотрении любой аппаратуры – децибел и октава. Децибел (в переводе – десятая часть бела) равен примерно 1.12 (Если совсем точно, то корень двадцатой степени из десяти). Т.е. две величины отличаются на один децибел, если одно больше другого в 1.12 раза. Вводится это понятие не для балды,а для удобства: 3 дБ это примерно корень из двух, 6дБ=2, 12 дБ=4, 14 дБ=5 (приближенно), 20 дБ=10, 40дБ=100 (а это точно) и т. п. Очень удобно то, что, оказывается, минимальная разница по громкости двух звуков, улавливаемая нормальным слухом в наиболее чувствительной области частот и громкостей, как раз и равна одному децибелу. Поэтому децибел используется в акустике в качестве шага абсолютной шкалы громкостей, причем за ноль децибел принято звуковое давление 0,00002 ньютона на метр квадратный (Паскаль). Считается, что это самый тихий уровень звука, который может услышать человек после длительного пребывания в тишине. Частота звука (количество колебаний в секунду, измеряется в герцах, Гц) должна быть при этом в области наибольшей чувствительности слуха 1000–2000 Гц; если брать фортепианную клавиатуру, то это звуки третьей октавы. Вот ведь какой гигантский диапазон возможностей органов чувств у человека, если болевой порог 140 дБ или в 10000000 раз больше! Никакой аппаратуре такие диапазоны и не снились. Табл.1

(к сожалению таблицу загрузить не удалось. Если кому необходима, сообщите)

Для того, чтобы перевести любое значение в децибелах в безразмерное число, достаточно представить его в виде суммы чисел из таблицы, а затем произвести умножение соответствующих десятичных чисел, например, 96 дб= 20+20+20+20+16дб или 10×10×10×10×6,3=63000. В качестве упражнения постройте таблицу соответствия абсолютных звуковых давлений логарифмической шкале в диапазоне 80–120 дб.

Октава – понятие, пришедшее из музыки и означает отношение частот, равное двум. Октава и децибел – это ближайшие родственники и предком свои имеют старого математика по имени «логарифм», поэтому и живут душа в душу. Например, душераздирающая фраза «АЧХ фильтра имеет крутизну среза 6дб/октава» означает вещь вполне простую: если частоту переменного электрического тока на входе фильтра изменить в два раза (увеличить или уменьшить), то напряжение переменного тока этой частоты после фильтра тоже изменится в два раза. А если крутизна будет –6дб/октава, то при увеличении частоты напряжение уменьшится.

Нередко в описании аппаратуры фигурирует понятие «порядок фильтра». Упрощенно говоря, порядок следует из числа элементов фильтра, например, первый порядок имеет одна катушка индуктивности или один конденсатор, обеспечивают они крутизну 6дб/октава. Если всматриваться построже, то такая крутизна будет, когда источник переменного тока в рабочей полосе частот фильтра имеет выходное сопротивление хотя бы в 10 раз меньше, чем наименьшее сопротивление катушки или конденсатора в той же полосе, а следующий за фильтром получатель этого сигнала или, как еще говорят, нагрузка имеет сопротивление хотя бы в десять раз больше. Тогда крутизна фильтра будетт соответствовать заявленной с достаточной точностью. Оговорки эти важные, вот, например, некоторые фирмы и любители применяют для разделения полос между высокочастотным и низкочастотным громкоговорителями фильтры первого порядка, считая, что так лучше всего передаются импульсные, ударные звуки. Может, они и правы, но беда в том, что катушка индуктивности, используемая в качестве фильтра, пропускающего низкие частоты (LP или «Low pass», я дальше буду применять этот термин, как и HP или «High pass» для фильтра, пропускающего верхние частоты. Просто раньше действовали государственные общесоюзные стандарты, в одном из которых термин «фильтр верхних частот» (ФВЧ) означал фильтр, на выходе которого оставались верхние частоты, а в другом ГОСТ все было наоборот. Я еще тогда запутался, не знаю, какой ГОСТ действует сейчас, поэтому с большой радостью и облегчением узнал о существовании таких прозрачных для понимания «забугорных» терминов), включена электрически последовательно с другой индуктивностью: это катушка громкоговорителя. Понятно, что при возрастании частоты сопротивление обеих катушек возрастает. В результате никакой фильтрации нет, частота растет, а напряжение на динамике (или, по какому не помню ГОСТу, электродинамической головке громкоговорителя) не уменьшается. С НР фильтром на конденсаторе немного лучше, но тоже в лучшем случае 4–5 дб/октава и то в узкой полосе.

Задание на дом: освежить в памяти школьные (институтские) формулы и посчитать напряжения на динамиках после фильтров первого порядка в полосе частот от 500 до 10000 герц в логарифмической шкале, т. е. для ряда частот, отличающихся друг от друга в одно и то же количество раз; широко применяется т. н. третьоктавная шкала 500-630-800-1000-1250-1600-2000-2500-3150-4000–5000 и дальше уже понятно, как, сделать график. Для ориентира стоитвзять такие данные: индуктивность низкочастотного динамика 0.6 миллигенри, высокочастотного 0.15 миллигенри, емкость конденсатора 13 микрофарад, индуктивность катушки 0.2 миллигенри, при этом к изменяющемуся от частоты сопротивлению динамика по переменному току



R=2pFL,



uде F= частота, Гц, L= индуктивность, Генри



надо прибавлять сопротивление по постоянному току 3,6 ом (его еще называют омическим или активным, в противоположность реактивному сопротивлению индуктивностей и емкостей).



Сопротивление конденсатора



R= 1/2pFC



Где С= емкость, фарады



Все цифры взяты не потолка, они соответствуют вполне определенной и дорогой паре басовик/пищалка и фильтру с характеристикой Баттерворта. То, что на самом деле получится, по большому счету нельзя назвать фильтром.

Второй порядок фильтра – это пара из катушки и конденсатора (считается, что его крутизна среза 12 дБ/октава), третий – две катушки и конденсатор (LP) или два конденсатора и одна катушка (HP) (18 дб/октава) и так далее. Подобные фильтры, встроенные в усилители, делаются на конденсаторах и резисторах (они же сопротивления) – это в аппаратах попроще, а в более продвинутой технике они срослись с транзистором или операционным усилителем, так характеристики становятся точнее, особенно когда надо сделать фильтр с регулируемой частотой среза. Тут электронный (или активный) фильтр вне конкуренции – ведь достаточно поставить переменный резистор и только успевай крутить его ручку для изменения частоты среза!

Импеданс – это комплексное сопротивление переменному току электрической цепи, содержащей индуктивности и емкости. «Комплексное» не только потому, что учитывает омическое, индуктивное и емкостное сопротивление, но и потому, что его удобно описывать, используя функции комплексного переменного.

Электрическая мощность вычисляется по многим равнозначным формулам, например, P=UI, где U напряжение на концах цепи, а I ток в этой цепи. Если сдвиг фаз между переменным током током и переменным напряжением не равен нулю, а это всегда так, когда в цепи есть индуктивные или емкостные элементы, то мощность в цепи переменного тока будет меньше, чем вычисленная по этой простейшей формуле, например, если померить электронным мультиметром ток и напряжение, то их произведение окажется больше реальной мощности, которая выделяется в цепи.



Еще несколько терминов:

Отзвук: сохраняющийся после выключения источника сигнала и ослабляющийся со временем звук, обусловленный последовательностью повторяющихся отражений или рассеянием. Длительность отзвука зависит от времени реверберации (процесса затухания отзвука), что является свойством помещения, начального уровня сигнала (для исключения влияния этого принято стандартное время реверберации, за которое уровень отзвуков уменьшается на 60 Дб), уровня помех, а также от порога слуха (индивидуальный параметр слуха), и, следовательно, от частоты сигнала.

Прозрачность: различимость перекрывающих друг-друга по времени тонов (одновременно звучащих голосов и инструментов) при условии наложения реверберационного отзвука помещения. Реверберация повышает разборчивость и слитность звучания, но до тех пор, пока разница между ранними отзвуками и поздними не более 80 миллисекунд. При большем времени прозрачность и разборчивость звука ухудшаются.

Атака – время завершения всех переходных процессов в начальной фазе звукоизвлечения музыкальных инструментов. Для некоторых инструментов это время 5 мс, у некоторых 200 (трубы духового органа), чаще всего 20–50 мсек







ЗВУК И СЛУХ



Человек живет в мире звуков. Звук, организованный определенным образом, обусловленным традициями, называется музыкой. Звуки музыки, извлекаемые талантливыми профессионалами из лучших инструментов, волшебны. Сходи на

концерт классической музыки, выбирая знакомые фамилии, но не на оперу, лучше камерная музыка или джаз в небольшом помещении. Если ты вошел в жизнь после советской власти, то не думай, что тебе очень сильно повезло, ты, как минимум, обделен привычкой к звучанию классической инструментальной музыки. Если ты привык к музыке в стиле «тыц» и классика вызывает в лучшем случае сон, отрешись от формы и, закрыв глаза, послушай просто Звуки. Магия… Или, как сравнил Н. Фоменко — наркотик. Сравни с безобразием, доносящимся из телевизора или автомагнитолы. Решай — мучиться от хрипения «бухтелок» в лучшее время жизни или наслаждаться? Еще послушай и проверь себя — быть может, ты потому не любишь классическую музыку, что не подозревал, как прекрасны ее звуки?

Не все люди одинаково духовно развиты и талантливы, одни, не обладая абсолютным слухом, т. е. не имея способностей или тренированности для определения абсолютной высоты звучащего тона, очень чувствительны к мелодическому рисунку, другие, не столь эмоциональные, легко анализируют музыкальный материал, в звучании оркестра способны выделить партию отдельного инструмента и тотчас же воспроизвести ее, но при этом не чувствуют даже больших аудиоискажений. Много тех, кто восприимчив к ритму и «ловит кайф» от запредельной громкости. Есть сравнительно новая формация аудиофилов, хорошо чувствующих искажения, тональный баланс и прочие нюансы звучания, но у многих из них наблюдается эмоциональная глухота, для них главное не музыка, а качество звука. Поэтому нельзя построить аудиоустановку, которая удовлетворила бы всех, выбор аппаратуры и настроек на определенный музыкальный материал — дело вкуса, горбатого при жизни не исправишь. Отвязный любитель децибел и вдумчивый аудиофил не товарищи сентиментальному меломану. Пример — в прессе была описана установка в родстере БМВ. Хозяину была нужна система, которая «играла» бы на полном ходу. (Представляешь шум несущейся машины, перекрытый ревом акустики…) В качестве антипода он называл соседа, который приезжает на дачу и полчаса сидит в своем «Мерсе», слушая музыку. А разница в том, что в «Мерсе» S-класса с двойными стеклами и совершенной звукоизоляцией, обеспечивающей в таких условиях (стоящая машина с выключенным двигателем) уровень шума менее 20 дб, грамотно сконструированная аудиосистема может обеспечить реальный динамический диапазон (т. е. отношение максимального еще неискаженного сигнала к уровню шумов) 100 дб, недостижимый дома, в концертном зале и даже в студии! А за возможность услышать тончайшие нюансы записи можно многое отдать. При этом слышны шумы самых лучших систем, а выдержать такие перепады громкости действительно более получаса трудно, ведь слух настраивается на глухую тишину паузы.

Как слух это делает – пока не понятно, но уже многое о нем известно. Например, он имеет собственные нелинейные искажения, притом не маленькие – по некоторым данным до 2%! Что такое нелинейные искажения? Это если на вход подать чистый синусоидальный сигнал, а на выходе увидеть «грязный», с добавками. По ГОСТу нелинейные искажения еще называются «гармоническими», а коэффициент нелинейных искажений, т. е. отношение суммы напряжений гармоник к напряжению основного «синуса», называется коэффициентом гармоник. В англоязычной литературе обычно применяется аббревиатура THD, а нередко вместо гармоник меряют напряжение всех побочных сигналов, т. е. гармоник вместе с шумами электрического тракта, что в общем, правильно, т. к. шумы – это в сущности «обрывки» синусоид, имеющих случайные частоты, амплитуды, фазы. Встает резонный вопрос – если нелинейность слуха целых 2%, если громкоговорители вносят примерно столько же, если номинальный уровень записи магнитофонов оговаривается примерно на таком же уровне искажений, то какого черта нас дурят заявками (и главное – берут за это деньги!) о нелинейности усилителя в сотые и тысячные доли процента? (И в скобочках – маленький вопросик – а как же меряют КНИ (коэффициент нелинейных искажений) слуха – что, втыкают вольметр в нерв между ухом и мозгом?!)

Спокойствие! Никто нас не обманывает (почти…). Просто требуется немножко другое определение линейности тракта – на вход подается два сигнала, если на выходе ничего другого нет, то тракт линейный. Но всегда бывает по иному. Послушаем многоголосное пение, т. н. унисон, когда высота голосов очень мало отличается и слышится приятная (при хорошем исполнении!) вибрация этих голосов. Это и есть признак нелинейности слуха, ведь ощущение вибрации возникает, когда появляется звук с частотой, равной разности частот двух исходных звуков, а они должны отличаться на несколько герц. Вот по этому ощущению и оценивается нелинейность слуха. Вибрация возникает только в слухе человека, ведь в «воздухе», если его «снять» микрофоном высокого качества, этой вибрации нет. А в аппаратуре нелинейность бывает «хорошая» и «дурная». Разница в спектре искажений. Напомню, что такое спектр. Еще в курсе математического анализа (с которого начинается высшая математика) есть теорема о том, что любой периодический сигнал, т. е. такой, который бесконечное количество раз повторяется через одно и то же время, можно представить в виде суммы синусоидальных сигналов кратных частот. Эти «синусы» называются гармониками, а взятые с коэффициентами пропорциональности они образуют гармонический спектр. К этой теореме мы еще вернемся, с ней связаны многие недоразумения современного этапа развития звукотехники.

Так вот, спектр искажений механических систем и магнитной ленты – «хороший», т. е. к основному синусу добавляются гармоники низших порядков, а они консонантны исходному синусу, т. е. находятся в приятных слуху музыкальных интервалах и, как правило, в музыкальном сигнале просто дополняют уже существующие обертона, можно даже сказать – обогащают спектр. Я буду разделять эти понятия – метематическую «гармонику» и музыкальный «обертон», они ведь практически никогда не совпадают. А вот в транзисторном усилителе искажения «дурные». Гармоники невелики, но зато их много, а верхние гармоники неконсонантны, т. е. они диссонируют исходному звуку и неприятны. Но самое худшее в том, что при прохождении сложного сигнала, например, двух синусоид, на выходе появляются не только их гармоники, но и сигналы с частотами, равными сумме и разности частот исходных частот, т. н. комбинационные частоты, да еще хуже – в усилителях с обратной связью комбинируют не только исходные частоты, но и их гармоники. Вот простой пример: на входе пара частот 10 и 11 КГц. На выходе будут не только гармоники гармоники 20, 22, 30, 33, 40, 44, 50, 55 КГц (и дальше, но это не страшно, ведь они ничем не воспроизводятся и слухом не воспринимаются), но и комбинационные частоты 1, 21, 2, 23, 3, 4, 5, 75, 77 и тд, т. е. вместо двух палочек возникает целый забор, что вызывает еще одну неприятность: есть такое понятие – маскировка. Если пара частот находится в гармоническом отношении, то (до определенного уровня) верхняя частота не будет слышна на фоне нижней, т. е. нижняя маскирует верхнюю. Так вот, субгармоника (т. е. продукт комбинационных искажений с частотой ниже частоты исходного тона) 5 КГц будет маскировать исходный тон 10 КГц, поэтому при воспроизведении музыки субъективно будет казаться, что верхних частот не хватает, хотя частотная характеристика при измерении по одному синусоидальному сигналу будет ровной. Плюс будет искажен исходный тембр или, как сейчас говорят, тональный баланс. Поэтому коэффициент нелинейных искажений не может полностью характеризовать качество звучания аппаратуры. Уже более двух десятков лет идет дискуссия о том, как измерить качество. Мнений – море, но единственное, в чем все сходятся – это то, что величина односигнального коэффициента гармоник ни о чем не говорит.

Кстати, о «хороших» искажениях. Есть такая небольшая прослойка аудиофилов – фанатов лампового звука. (Об этом есть отдельная статья…) Сравнивая звучание усилителей без отрицательных обратных связей (ООС), снижающих нелинейные искажения и усилителей с ООС, они отдают предпочтение усилителям без ООС. И это логично, ведь ламповый усилитель имеет суженную полосу частот из-за применения трансформаторов. Обогащение их звука гармониками низших порядков субъективно улучшает звук. Вот карикатурный пример. С возрастом ухудшается восприятие высших частот. Известный ламповый гуру А. Лихницкий, перевалив за 70 летнюю отметку, начал пропагандировать звук старинных грампластинок и вообще монозвук, что понятно, ведь он не слышит разницы. А несколько лет назад он расхваливал свой усилитель-корректор для проигрывателя грампластинок. В него он ввел положительную обратную связь, которая увеличивает нелинейные искажения. Полноценному слуху слушать этот аппарат невыносимо, а ему эта переярченность кажется правильной.





КРИВАЯ ФЛЕТЧЕРА - МАНСОНА



Применявшаяся в телефонии с самых первых образцов полоса частот 300–3000 Гц не была результатом исследований слуха, а следовала из возможностей техники – микротелефонной гарнитуры (трубки) с угольным микрофонным капсюлем и электромагнитным излучателем с железной мембраной – очень долгоживущим техническим изобретением – кое-где еще можно встретить такие телефонные аппараты с дисковым номеронабирателем. После Первой Мировой, когда в руки исследователей попали уже массовые серийные радиолампы и соответстующая аппаратура – усилители и генераторы, первые громкоговорители и микрофоны электродинамической системы, возникла потребность произвести качественные и количественные оценки параметров слуха и, если потребуется, внести изменения в выпускаемую технику. Не случайно именно в лабораториях основоположника телефонии фирмы Bell laboratories были проведены первые опыты и сотрудники этой фирмы Флетчер и Мансон в 1933 году опубликовали результаты этих исследований. В тех пор уже более 70 лет эта картинка кочует из издания в издание, видимо, за свою красоту и загадочность.

Она известна, как «кривые равной громкости», а эти кривые именуются «изофоны». Из нее видно, что порог чувствительности слуха в 0.00002 Паскаля определяется на частоте 1000Гц, а на частоте 30 гц порог в 1000 раз выше или на 60 Дб! Более или менее равномерная чувствительность слуха достигается на уровне 100 Дб или 2 Па, а это много, больше, чем в вагоне метро.



Красота этой картинки затмила скучную, и кажущуюся ненаучной простоту картинки Девиса и Стивенса, опубликованной пятью годами спустя



Эта картинка выглядит намного проще, отличается в отдельных местах более, чем на 10 дб. Видимо, поэтому она была забыта, притом официально, ведь Международная организация по стандартизации, небезызвестная ISO, в 1958 году кривую Флетчера-Мансона приняла в качестве стандарта и рекомендовала ее использование в качестве национальных стандартов, например DIN (Дойче индустриелле нормен).

Но являются ли обе картинки преемлемо точными для уровня современной науки и техники и согласуются ли они с современной практикой? Для ответа на этот вопрос достаточно обратиться к описанию технологии экспериментов. Оказывается, что Флетчер и Мансон проводили опыты с единственным динамиком, расположенным непосредственно перед слушателями. Динамики тех лет были очень несовершенны, например, тогда в качестве магнита использовались электромагниты, питавшиеся от сетевых выпрямителей. В моем распоряжении когда-то был такой динамик немецкого производства выпуска 40-х годов. Добротность была высокой, чувствительность низкой, ход подвижной части на бумажном подвесе недостаточный для сколько-нибудь преемлемого качества воспроизведения басов, которые были слышны исключительно за счет габаритов динамика (почти 30см), частотная характеристика была узкой и неровной. О воспроизведении крайних частот диапазона и говорить не приходилось. Поэтому вид кривых Ф-М скорее всего представляет собой АЧХ примененного громкоговорителя в помещении прослушивания (это обязательно нужно упомянуть) и не более того. Стивенс и Девис свои кривые получили, используя для прослушивания головные телефоны. Так же, как и в случае с результатами от Белл, остались неизвестными характеристики излучателей, частотные характеристики ламповых трансформаторных усилителей, которые, как известно, имеют АЧХ с заметным ослаблением на краях, способность излучателей достигать имеющихся на графиках величин 120–130 дб, причем на частотах вплоть до 25 Гц (!), что в домашней и студийной акустике и сейчас совершенно неподъемная задача, а также очень важный параметр – АЧХ измерительного тракта. Короче, в качестве библейского уровня непорочности и истинности знания были приняты совершенно недостоверные результаты опытов (впрочем, это характерно и для библейских текстов тоже J), поставленных на крайне несовершенном оборудовании. Почему я еще назойливо упомянул, что магниты динамиков были электрические? По очень простой причине – выпрямители тех времен не могли иметь эффективных сглаживающих фильтров и динамики нещадно фонили, поэтому говорить о достижении в опытах минимального уровня громкости в 0 Дб никак не приходится. Видимо, из-за принципиальной недостижимости этого, опыты фирмы Белл впоследствии почти не повторялись и заслуженной критики не были удостоены.

Попробую сделать это сейчас. Любому современному автоаудиоспортсмену немало приходится напряженно (и грамотно, вооружившись совеменными методиками!) вслушиваться в звучание своих систем и настраивать их с использованием достаточно качественной измерительной аппаратуры, по сравнению с аппаратурой 1932 года просто прецезионной, а акустика, используемая сейчас, обеспечивает реально ровную АЧХ. В прежние года, используя советскую акустику и не имея достойной измерительной аппаратуры, я считал, что имею возрастное ухудшение слуха и не слышу частот выше 15 Кгц. После появления доступных современных твитеров я понял, что это советские «пищалки» с бумажными диффузорами или пластмассовыми куполами не играют выше 15Кгц, а на современной акустике я прекрасно слышу в виде тона частоты даже выше 20Кгц.

По некоторым источникам, вид изофон Флетчером и Мансоном в области верхних частот был получен методом экстраполяции. Мало того, что чисто математически экстраполяция ненадежна из-за большой погрешности, так еще вместо научного исследования ранее неизученной области природы эти горе-инженеры «измышляли гипотезы» (цитата из Ньютона). По всей видимости, экстраполяция производилась и на краях динамического диапазона, и на нижнем краю АЧХ. Прискорбно.

Точность и достоверность результов Флетчера и Мансона можно сравнить с этими параметрами у радиоуглеродного метода в археологии, на котором зыждется вся хронология древних времен. Оказывается, что реально достижимая точность +500 –90%, а то и больше и очень сильно зависит от подготовленности и добросовестности исследователя, поэтому датировки, проведенные в разных местах разными людьми на разной аппаратуре не позволяют оценить хотя бы, что было раньше, не говоря уже о невозможности сколько-нибудь точной датировки.

Длительная практика, доступная отныне и любителям, показывает, что на самом деле изменение хода АЧХ на частотах 15-20Кгц в соответствии с кривыми равной громкости (подъем на 6–10 дб) достаточно заметно и неестественно, небольшой спад даже предпочтительнее. О подъеме на 6–10 дб в полосе ниже 15 Кгц, вплоть до 6 Кгц можно сказать, что он категорически недопустим, он не только создает ощущение нарушения тонального баланса и переярченности звука, но и придает звуку резкий, утомительный характер. Аналогично и об АЧХ внизу. Используя современный сабвуфер с линейной АЧХ (в салоне авто) ниже 20Гц, подъем АЧХ на 12 Дб на частотах 20–30 Гц по сравнению с полосой 100-1000Гц на громкости 80 дб искажает тональный баланс, перетяжеляет его. Вполне достаточно подъема 6–8 дб.

Окончание статьи смотрите в теме с соответствующим названием.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 16
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



заходите на наш сайт www.premium-a-class.ru